Идишская Атлантика: Луис Цвибель и транcнациональное посредничество в развлекательном идишском театре
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3364.2022.1-2.07Ключевые слова:
идишский театр, суфлирование, развлекательный театр, транснациональное, театральные сетиАннотация
Статья посвящена фигуре Луиса Цвибеля, суфлера и театрального агента, оказавшегося посредником в перемещениях идишского драматического репертуара через Атлантику. В истории идишского театра Цвибель – персонаж маргинальный: он не был ни крупным актером, ни певцом, ни новатором сцены. Анализируя деятельность Цвибеля, автор обрисовывает закулисную работу, выполняемую агентом-медиатором театрального процесса. Учитывая логику коммерческой стороны театральной жизни, рассматривая закулисные практики как сущностные компоненты сцены, автор стремится осмыслить суть медиаторства Цвибеля и его роли как в преобразовании идишского театра, так и в «глобальной» пространственной циркуляции идишского репертуара в начале ХХ в. Статья начинается с описания трансатлантической сети идишского театра, возникшей в первую декаду ХХ столетия, акцентируя таким образом внимание на внешних обстоятельствах, сопровождавших деятельность Цвибеля. Затем автор обращается к медиаторству Цвибеля как примеру modus operаndi идишского театрального сообщества и рассуждает о преобразующем воздействии медиатора. В завершение статьи отмечаются последствия практик медиаторства для понятия авторства, бытовавшего в ранние годы идишской развлекательной театральной культуры.