«Пуримшпили»: последний том в собрании «Еврейский музыкальный фольклор» Моисея Береговского

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3364.2022.1-2.08

Ключевые слова:

традиционная культура ашкеназов, еврейский музыкальный фольклор, Моисей Береговский, пуримшпиль, Ахашверош-шпиль

Аннотация

Том, венчающий коллекцию «Еврейский музыкальный фольклор» Моисея Береговского, был опубликован лишь спустя 40 лет после смерти ученого. В нем собраны экспедиционные записи еврейских музыкально-театральных представлений, разыгрывавшихся на Пурим. Автор намеревался представить рукопись для защиты докторской диссертации, поэтому ее отличает глубокая проработка аналитических разделов. В этом труде нашли отражение методологические подходы, апробированные ученым в ранних работах. Основные задачи данной статьи – проследить историю создания «Пуримшпилей» и определить место этой работы в корпусе «Еврейского музыкального фольклора», очертить круг проблем, поставленных М. Береговским, а также раскрыть некоторые приемы, к которым он прибегал, чтобы затушевать интонационные связи народных представлений с синагогальными литургическими песнопениями. Источниковой базой нашего исследования выступают опубликованные в разное время тома коллекции, а также архивные материалы и письма М. Береговского. Мы обращаемся также к статьям руководителя Кабинета этнографии К. В. Квитки, чьи методологические установки играли важную роль в формировании научных взглядов Береговского. Анализ «Пуримшпилей» позволяет сделать очередной шаг в изучении истории формирования в Советском Союзе еврейской музыкальной фольклористики.

Биография автора

Евгения Хаздан, Санкт-Петербург, Россия

Кандидат искусствоведения, независимый исследователь

Загрузки

Опубликован

2022-12-01