Военные пьесы Переца Маркиша

Авторы

  • Александра Полян Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета, Москва, Россия; Институт славистики Университета Регенсбурга, Регенсбург, Германия https://orcid.org/0000-0002-0150-6877

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3364.2022.1-2.11

Ключевые слова:

Перец Маркиш, пьесы, ГОСЕТ, Еврейский антифашистский комитет, Вторая мировая война, Холокост, литература Холокоста, военная литература, «Кол нидрей», «Летописец Арий», «Военные дороги», «Гнев», «Здесь мы родились», «Око за око», «Восстание в гетто», «Беловежская пуща», «Король Лампедузы», «Москва моя»

Аннотация

В 1941–1947 гг. Перец Маркиш написал шесть пьес о войне и Холокосте. Все они предназначались для постановки в московском ГОСЕТе, но поставлены в итоге были только три из них. Пожалуй, главная тема пьес – проблема зла: автор пытается найти способ изображения нацистов на театральной сцене. В разных пьесах Маркиш пробует три стратегии: акцентировать внимание на изуверской жестокости нацистов, представлять их сильными и страшными, наделяя их при этом мелкими пороками; дегуманизировать нацистов, представлять их жалкими, омерзительными и смехотворными; умалчивать о нацистах. Все рассматриваемые тексты объединяет ряд мотивов: союз евреев и других советских народов, чаще всего – русских; героическая борьба, в которой рождается новый тип – еврей-борец; противопоставления отцов и детей: отцы учатся у детей гордости и смелости в борьбе.

Биография автора

Александра Полян, Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета, Москва, Россия; Институт славистики Университета Регенсбурга, Регенсбург, Германия

Кандидат филологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2022-12-01