Художник из «зоны оседлости». Фонд И. П. Махлиса в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга

Авторы

  • Любовь Овэс Российский институт истории искусств (РИИИ) Кафедра русского театра, Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ), Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-1523-9765

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3364.2022.1-2.12

Ключевые слова:

РГАЛИ, Исаак Махлис, еврейские художники, черта оседлости, сталинские репрессии, советский театр, советское кино, журнальная графика, «Совкино», «Ленфильм», Еней, Рошаль, Райкин, Акимов, шарж, эскиз, «Гадибук», «Свадьба в Малиновке», «Белые ночи», «Господа Скотинины», «Чапаев»

Аннотация

Статья посвящена И.П. Махлису, выходцу из черты оседлости, получившему художественное образование в Париже, участнику Первой мировой и Гражданской войн, заключенному, вырвавшемуся из сталинского лагеря, мастеру шаржей и карикатур, художнику театра, деятелю отечественного кинематографа, одному из создателей культовой картины своего времени «Чапаев». В статье описывается личный фонд И.П. Махлиса в Центральном государственном архиве литературы и искусства, предлагаются разгадки его темных мест. Анализируется творческий метод художника, дается описание эскизов к спектаклю А.И. Райкина «Белые ночи» в Ленинградском театре миниатюр. В приложении публикуются уникальные архивные документы.

Биография автора

Любовь Овэс, Российский институт истории искусств (РИИИ) Кафедра русского театра, Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ), Санкт-Петербург, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент
Сектор источниковедения

Загрузки

Опубликован

2022-12-01